«МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОСОБИЯ И ИХ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ВО ВРЕМЯ ПРОГУЛКИ»
09.10.2024
Данный проект направлен на реконструкцию игровой уличной площадки для детей ОВЗ и реализован совместно с педагогами и родителями группы компенсирующей направленности. Благодаря этому проекту на игровой площадке появились пособия: «Домик Бабы Яги», «Яблони», «Елки», «Гуси-лебеди», «Цветы», «Колодец».
Данный проект позволил продолжить коррекционную работу вне кабинете и группы, вынести её на детскую площадку, где во время прогулки свежем воздухе легко проводить артикуляционную и пальчиковую гимнастику, игры на закрепление и автоматизацию сформированного звукопроизношения, формирования процессов словоизменения и словообразования, связного высказывания, используя интонационную выразительность и даже работу над развитием звуко-буквенного анализа и синтеза.
Многофункциональные пособия — это универсальные инструменты, способные помочь в решении различных задач и проблем. Они предназначены для облегчения выполнения различных видов работ и повышения эффективности деятельности. Здесь я представлю личный опыт использования данных пособий, раскрою широкий спектр функций и возможностей, которые способствуют повышению продуктивности и эффективности работы.
Многофункциональное пособие «Домик Бабы Яги» построен из деревянных карандашей, каждая сторона которого выполняет определённую задачу. Первая сторона представляет собой планку с подвесными играми. Мы знаем, что развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи, поэтому здесь представлены подвесные игры, в данном случае, «косы» и ленты для плетения. Так же можно использовать народные игры-моталочки. Фантазии создания безграничны. Совместно с педагогами группы компенсирующей направленности активно привлекаем родителей в проведении мастер-классов по созданию народных игр. Вместе мы создаём атмосферу радости, не упуская возможность познакомиться и с народным творчеством.
Вторая сторона-«Окошко» с резными ставнями. Ставни – это экран для выступления. Дети транслируют фразы с разным ритмическим ударением и интонацией.
К данному пособию разработаны дидактические игры с большим количество игровых упражнений. Представлю несколько вариантов игр, которые я использую в работе.
- «Мнемотеатр»: дети повторяют по мнемотаблице фразы с разной интонацией и выразительностью или предлагаю выступить в роли разных героев, и исполнять интонационно выразительные фразы. Эта игра помогает развивать навык выразительного произношения;
- «Мнемошутки»: участники могут придумывать забавные и креативные фразы, используя разные интонации и выразительность речи. После этого мы записываем видео-коллаж и делимся с родителями;
- «Мнемосвист»: участники должны передать друг другу фразу, используя разные интонации и выразительность, последний участник повторяет фразу в окне под видеозапись. Далее сравниваем первую и последнюю фразу. Создаются забавные видеоролики. Это улучшает память и внимание к деталям в речи. А также является хорошей подготовкой к небольшим ролевым сюжетам, где нужно вести диалог с разной интонацией и выразительностью.
Третья сторона предназначена для игр с прищепками. На ней натянуты три жгута, на каждом из которых прикреплены прищепки. С детьми использую множество вариантов игр, для развития языковых средств и расширения словарного запаса. Для работы необходимо лишь заранее подготовить наборы карточек в соответствии с запланированными задачами. Удобно использовать как для индивидуальной, так и для подгрупповой работы с детьми на прогулке.
Используя разный дидактический материал, можно классифицировать предметы, признаки, подбирать обобщающие слова, дифференцировать предлоги. Примеры игровых заданий:
Игра «Один-много»
Цель: научить ребенка правильно употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа.
Инструкция: ребенку предлагается 10-15 картинок с изображениями различных предметов в единственном и множественном числе.
Задание: распредели картинки по количеству предметов, вверху прикрепи предметы, где изображён один предмет, внизу, где много предметов, проговори пары слов: «Стул-стулья, шкаф-шкафы и т д.».
Игра «Какие это вещи?»
Цель: научить ребенка согласованию существительных с прилагательным.
Описание: ребенку предлагаются предметы разного цвета или формы.
Инструкция:
1 вариант: распредели предметы по цвету: на верхнюю верёвочку прикрепи все жёлтые, на нижнюю, все зелёные, на среднюю все синие. Назови только жёлтые предметы, синие, зелёные. (жёлтый цыпленок, желтый шарф, жёлтое солнце)
2 вариант: распредели предметы по форме, назови все треугольные, затем круглые и овальные предметы (елочка треугольная, часы треугольные…, солнце круглое, шар круглый...., лужа овальная, облако овальное..)
3 вариант: распредели предметы по размеру: большой – маленький – очень большой, проговори (дом-домик-домище, волк-волчок-волчище).
Игра «Кто какой?»
Цель: образование уменьшительно-ласкательных форм прилагательных.
Инструкция: распредели предметы по размеру: большой- маленький, какие они цветом, формой. Проговори6 лиса: рыжая, лисёнок рыженький, стол круглый, столик кругленький, стул-низкий, стульчик-низенький.
Цель: образование прилагательных от существительных
Инструкция: распредели овощи, фрукты и ягоды в зависимости от способа приготовления блюд: сок, салат, варенье (на верёвочки прикрепляются картинки: коробка для сока, тарелка и банка для варенья). Проговори: сок апельсиновый, ананасовый..., салат капустный, свекольный..., варенье клубничное, черничное... компот из слив – сливовый компот, варенье из груш – грушевое варенье.»
Многофункциональность пособий обеспечивается большой вариативностью заданий, возможностью использования различного рода картинок и осуществления значительного количества дидактических игр с прищепками, направленных параллельно на развитие речи.
Внутри домика бабы Яги расположен стол с игровым полем для различных настольных игр. Здесь дети могут играть в игры на развитие логики, внимания, памяти и тактики. Игры такие как шашки, нарды, лото, карточные игры и многие другие помогут развивать у детей стратегическое мышление, быстроту реакции и логическое мышление.
Пособие «Елочки» состоит из основы и отверстий, к которым прикреплены шишки. Мобильность данного пособия в том, что на эти шишки прикрепляются различные картинки и отрабатываются названия букв, цифр, предметов, действий в зависимости от темы недели или закрепляемого материала. Дети попадают мячом в эти отверстия и называют прикреплённые картинки в зависимости от инструкции логопеда.
Пример заданий для карточек с буквами:
- попади мячом, где буква А.О,У,И, Э.
- на какую букву начинается слово «аист», «утка», «игла» и т.д.
- какие гласные в слове «УткА»?
Такую же работу можно проводить и с цифрами, называть число, или задавать пример, а дети выбивают нужную цифру ответа.
Игры с мячом используются и в других пособиях: «Яблони» и «Гуси - лебеди».
Использование игр с мячом стимулируют их активность и участие в образовательном процессе.
Пособие «Лебеди» вырабатывает ловкость и точность движения рук. Детям предлагается выбор определения числа или рода имён существительных. На каждого лебедя прикрепляется картинка-ассоциация: она-моя, он-мой, оно-моё. Дети определяют род и клюшками забивают мячи в нужные отверстия. Такие же задания можно на определение единственного и множественного числа, на превосходную и уменьшительную степень.
Пособие «Яблоня используем для развития процессов словоизменения, как падежных форм, так и образования множественного числа, уменьшительных форм. Можно для детей подготовительной группы изменять слова, используя числа второго десятка: один ёж, пятнадцать ежей. Число дети называют то, в которое попали мячом. Игра «Небылица» одна из любимых у детей. На яблоне развешены различные картинки, в данном случае при отработке звука «Л» дети попадают в любое отверстие и отвечают на вопросы логопеда, например:
-О чем мечтаешь? (о лодке)
-Что любишь на обед ? ( белку)
-Без чего не можешь (без лыж)?
- С чем ходишь в садик ? (с ластами)
-О чём любишь петь? ( о ложке)
Ответы получаются очень нестандартными (я хожу с седлом, я хожу с ластами и т.д.), что вызывает у детей бурю положительных эмоций, но главное правильно согласовать словоизменения. Такой же принцип у другой яблони, но здесь уже нужно попасть мячом в корзинку.
Попадая в корзинку. При автоматизации звуков к каждой корзинке прикрепляются карточки с чистоговорками. Попал в корзинку –повтори сам и с друзьями. Не попал-переход хода.
Задания с использованием мяча помогут не только развить речь, логику, внимание, но и при этом тренировать ловкость попадания в цель!
Пособие «Цветы» представляет собой рисовальную доску со специальным графитовым покрытием. С помощью цветных мелков они могут составлять слова, сравнивать их между собой, выделять звуки, выполнять анализ и синтез слов. Также дети могут изучать математические операции, складывать и вычитать цифры, составлять простейшие примеры, а ещё создавать удивительные рисунки.
Современного ребенка, порой, сложно удивить традиционными средствами наглядности - картинками и игрушками, созданные пособия на детской площадке будут способствовать не только исправлению нарушенных компонентов речи, но и сделают занятия интересными и привлекательными, будут поддерживать у детей с различной речевой патологией познавательную активность, а так же способствовать здоровьесбережению - одному из основных современных требований ФГОС.
Благодаря этому проекту было создано уникальное пособие для детей с особыми потребностями, которые помогают им развивать мелкую моторику, координацию движений, воображение и другие навыки. Все материалы пособия были тщательно подобраны и протестированы специалистами, чтобы они максимально соответствовали потребностям детей.
Мы надеемся, что наши пособия будут полезны для педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями. Наша цель - помочь каждому ребенку раскрыть свой потенциал и стать полноценным членом общества.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 25.06.2025
Дата обновления: 25.06.2025
Дата публикации: 09.10.2024