Многофункциональные пособия и их возможности для использования в развитии речи детей во время прогулки

10.09.2024

Грищук М.В.

Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №41» МО город Алапаевск

 

«МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОСОБИЯ И ИХ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ВО ВРЕМЯ ПРОГУЛКИ»

Лето – удивительная и благоприятная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать. Именно в это период они много времени проводят на свежем воздухе.

Пребывание дошкольников на прогулке в летний период укрепляет и закаливает детский организм, оказывает положительное влияние на их всестороннее развитие.

 Важно помнить, что играющий ребенок – разговаривающий ребенок. Поэтому, данный период отлично подходит для организации игр на свежем воздухе, которые помогут детям не только весело провести время, но и развить их речь и логическое мышление. А для детей - дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, очень важно закрепление ранее изученного материала без перерыва на летний период.

Как организовать жизнь дошкольников, чтобы каждый день приносил им что – то новое, был наполнен интересным содержанием, как сохранить те знания, что в течение учебного года давались детям воспитателями и учителем -логопедом и не растерялись вовремя летнего - оздоровительного периода?  Так пришла идея создать проект «Гуси лебеди» с использованием многофункциональных пособий.

      Данный проект направлен на реконструкцию игровой уличной площадки для детей ОВЗ и реализован совместно с педагогами и родителями группы компенсирующей направленности. Благодаря этому проекту на игровой площадке появились пособия: «Домик Бабы Яги», «Яблони», «Елки», «Гуси-лебеди», «Цветы», «Колодец».

           Данный проект позволил продолжить коррекционную работу вне кабинете и группы, вынести её на  детскую  площадку, где во время прогулки  свежем  воздухе легко проводить артикуляционную и пальчиковую гимнастику, игры на закрепление и автоматизацию сформированного звукопроизношения, формирования процессов  словоизменения и словообразования, связного высказывания, используя интонационную выразительность и даже работу над развитием звуко-буквенного анализа и синтеза.

           Многофункциональные пособия — это универсальные инструменты, способные помочь в решении различных задач и проблем. Они предназначены для облегчения выполнения различных видов работ и повышения эффективности деятельности. Здесь я представлю личный опыт использования данных пособий, раскрою широкий спектр функций и возможностей, которые способствуют повышению продуктивности и эффективности работы.  

Многофункциональное пособие «Домик Бабы Яги» построен из деревянных карандашей, каждая сторона которого выполняет определённую задачу. Первая сторона представляет собой   планку с подвесными играми. Мы знаем, что развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи, поэтому здесь представлены подвесные игры, в данном случае, «косы» и ленты для плетения. Так же можно использовать народные игры-моталочки.  Фантазии создания безграничны. Совместно с педагогами группы компенсирующей направленности активно привлекаем родителей в проведении мастер-классов по созданию народных игр. Вместе мы создаём атмосферу радости, не упуская возможность познакомиться и с народным творчеством.

Вторая сторона-«Окошко» с резными ставнями. Ставни – это экран для выступления. Дети транслируют фразы с разным ритмическим ударением и интонацией.

К данному пособию разработаны дидактические игры с большим количество игровых упражнений. Представлю несколько вариантов игр, которые я использую в работе.

- «Мнемотеатр»: дети повторяют по мнемотаблице фразы с разной интонацией и выразительностью или предлагаю выступить в роли разных героев, и исполнять интонационно выразительные фразы. Эта игра помогает развивать навык выразительного произношения;

- «Мнемошутки»: участники могут придумывать забавные и креативные фразы, используя разные интонации и выразительность речи. После этого мы записываем видео-коллаж и делимся с родителями;

- «Мнемосвист»: участники должны передать друг другу фразу, используя разные интонации и выразительность, последний участник повторяет фразу в окне под видеозапись. Далее сравниваем первую и последнюю фразу. Создаются забавные видеоролики. Это улучшает память и внимание к деталям в речи. А также является хорошей подготовкой к небольшим ролевым сюжетам, где нужно вести диалог с разной интонацией и выразительностью.

Третья сторона предназначена для игр с прищепками.  На ней натянуты три жгута, на каждом из которых прикреплены прищепки. С детьми использую множество вариантов игр, для развития языковых средств и расширения словарного запаса. Для работы необходимо лишь заранее подготовить наборы карточек в соответствии с запланированными задачами.  Удобно использовать как для индивидуальной, так и для подгрупповой работы с детьми на прогулке.

 

Используя разный дидактический материал, можно классифицировать предметы, признаки, подбирать обобщающие слова, дифференцировать предлоги.   Примеры игровых  заданий:

 

Игра «Один-много»

Цель: научить ребенка правильно употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа. 

Инструкция: ребенку предлагается 10-15 картинок с изображениями различных предметов в единственном и множественном числе.

Задание: распредели картинки по количеству предметов, вверху прикрепи предметы, где изображён один предмет, внизу, где много предметов, проговори пары слов: «Стул-стулья, шкаф-шкафы и т д.».

 

Игра «Какие это вещи?»

Цель: научить ребенка согласованию существительных с прилагательным.

Описание: ребенку предлагаются предметы разного цвета или формы.

Инструкция: 

1 вариант: распредели предметы по цвету: на верхнюю верёвочку прикрепи все жёлтые, на нижнюю, все зелёные, на среднюю все синие. Назови только жёлтые предметы, синие, зелёные. (жёлтый цыпленок, желтый шарф, жёлтое солнце)

 2 вариант: распредели предметы по форме, назови все треугольные, затем круглые и овальные предметы (елочка треугольная, часы треугольные…, солнце круглое, шар круглый...., лужа овальная, облако овальное..)

3 вариант: распредели предметы по размеру: большой – маленький – очень большой, проговори (дом-домик-домище, волк-волчок-волчище).

 

 

Игра «Кто какой?»Хочу такой сайт

Цель: образование уменьшительно-ласкательных форм прилагательных.

Инструкция: распредели предметы по размеру: большой- маленький, какие они цветом, формой. Проговори6 лиса: рыжая, лисёнок рыженький, стол круглый, столик кругленький, стул-низкий, стульчик-низенький.

 

Игра: «Что из чего?»

Цель: образование прилагательных от существительных

Инструкция: распредели овощи, фрукты и ягоды в зависимости от способа приготовления блюд: сок, салат, варенье (на верёвочки прикрепляются картинки: коробка для сока, тарелка и банка для варенья). Проговори: сок апельсиновый, ананасовый..., салат капустный, свекольный..., варенье клубничное, черничное...  компот из слив – сливовый компот, варенье из груш – грушевое варенье.»

  Многофункциональность пособий обеспечивается большой вариативностью заданий, возможностью использования различного рода картинок и осуществления значительного количества дидактических игр с прищепками, направленных параллельно на развитие речи.

  Внутри домика бабы Яги расположен стол с игровым полем для различных настольных игр. Здесь дети могут играть в игры на развитие логики, внимания, памяти и тактики. Игры такие как шашки, нарды, лото, карточные игры и многие другие помогут развивать у детей стратегическое мышление, быстроту реакции и логическое мышление.

Пособие «Елочки» состоит из основы и отверстий, к которым прикреплены шишки.  Мобильность данного пособия в том, что на эти шишки прикрепляются различные картинки и отрабатываются названия букв, цифр, предметов, действий в зависимости от темы недели или закрепляемого материала. Дети попадают мячом в эти отверстия и называют прикреплённые картинки в зависимости от инструкции логопеда.

Пример заданий для карточек с буквами:

- попади мячом, где буква А.О,У,И, Э.

- на какую букву начинается слово «аист», «утка», «игла» и т.д.

- какие гласные в слове «УткА»?

Такую же работу можно проводить и с цифрами, называть число, или задавать пример, а дети выбивают нужную цифру ответа.

             Игры с мячом используются и в других пособиях: «Яблони» и «Гуси - лебеди». 

Использование игр с мячом стимулируют их активность и участие в образовательном процессе.

Пособие «Лебеди» вырабатывает ловкость и точность движения рук. Детям предлагается выбор определения числа или рода имён существительных. На каждого лебедя прикрепляется картинка-ассоциация: она-моя, он-мой, оно-моё. Дети определяют род и клюшками забивают мячи в нужные отверстия. Такие же задания можно на определение единственного и множественного числа, на превосходную и уменьшительную степень.

Пособие «Яблоня используем для развития процессов словоизменения, как падежных форм, так и образования множественного числа, уменьшительных форм. Можно для детей подготовительной группы изменять слова, используя числа второго десятка: один ёж, пятнадцать ежей. Число дети называют то, в которое попали мячом.  Игра «Небылица» одна из любимых у детей. На яблоне развешены различные картинки, в данном случае при отработке звука «Л» дети попадают в любое отверстие и отвечают на вопросы логопеда, например:

-О чем мечтаешь? (о лодке)

-Что любишь на обед ? ( белку)

-Без чего не можешь (без лыж)?

- С чем ходишь в садик ? (с ластами)

-О чём любишь петь? ( о ложке)

Ответы получаются очень нестандартными (я хожу с седлом, я хожу с ластами и т.д.), что вызывает у детей бурю положительных эмоций, но главное правильно согласовать словоизменения. Такой же принцип у другой яблони, но здесь уже нужно попасть мячом в корзинку.

Попадая в корзинку. При автоматизации звуков к каждой корзинке прикрепляются карточки с чистоговорками. Попал в корзинку –повтори сам и с друзьями. Не попал-переход хода.

Задания с использованием мяча помогут не только развить речь, логику, внимание, но и при этом тренировать ловкость попадания в цель!

Пособие «Цветы» представляет собой рисовальную доску со специальным графитовым покрытием. С помощью цветных мелков они могут составлять слова, сравнивать их между собой, выделять звуки, выполнять анализ и синтез слов. Также дети могут изучать математические операции, складывать и вычитать цифры, составлять простейшие примеры, а ещё создавать удивительные рисунки.

Современного ребенка, порой, сложно удивить традиционными средствами наглядности - картинками и игрушками, созданные пособия на детской площадке  будут способствовать не только исправлению нарушенных компонентов речи, но и сделают занятия интересными и привлекательными, будут поддерживать у детей с различной речевой патологией познавательную активность, а так же  способствовать здоровьесбережению - одному из основных современных требований ФГОС.

 Благодаря этому проекту было создано уникальное пособие для детей с особыми потребностями, которые помогают им развивать мелкую моторику, координацию движений, воображение и другие навыки. Все материалы пособия были тщательно подобраны и протестированы специалистами, чтобы они максимально соответствовали потребностям детей.

 Мы надеемся, что наши пособия будут полезны для педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями. Наша цель - помочь каждому ребенку раскрыть свой потенциал и стать полноценным членом общества.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 27.06.2025

Дата обновления: 27.06.2025

Дата публикации: 10.09.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Записать ребенка в детский сад

https://www.gosuslugi.ru/landing/preschool_sverdlovskaya

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».